История Гродненской ООС ДОСААФ начинается с 1944 года, когда через месяц после освобождения Гродно по приказу Центрального совета Осоавиахима БССР за № 212 от 31 августа 1944 года был создан Гродненский областной совет Осоавиахима.

Панорама Гродно после войны

В город прибыли первые его представители: Попова Галина Ивановна, Маликина (Соловьева) Роза Моисеевна и майор Красной армии Тихонов Павел Максимович. Руководителем облоргкомитета (первого областного совета ДОСААФ) была назначена Попова Г.И., заместителем Маликина Р.М. Сотрудники носили полувоенную форму и размещались в двух комнатах гостиницы по адресу Советская, 28 это район нынешнего торгового дома «Неман». Самая первая задача, которая была поставлена перед оборонным обществом – разминирование освобожденной территории республики. Множество мин, оставленных немецкими оккупантами в нашей земле, продолжали, несмотря на освобождение, делать свое «черное» дело – гибли мирные граждане нашей страны. Поэтому местные органы власти от каждого освобожденного района Гродненской области на обучение присылали от 5 до 7 человек ежемесячно. Допризывная молодежь, демобилизованные из армии - все они проходили специальную подготовку под руководством опытных военных саперов и, возвращаясь обратно, в свою очередь готовили кадры на местах. Несколько фото из личного архива Соловьевой Р.М. (Маликиной)

Снимок 1947 года: группа инструкторов по разминированию

(третья справа Соловьева Р.М)

На возрождающихся предприятиях и в организациях создавались группы самозащиты - ячейки ОСОАВИАХИМа, первоочередными задачами, которых были обучение граждан оказанию первой медицинской помощи, подготовка и обучение пожарных расчетов и обучение защите от химического оружия.

1948 год: группа мединструкторов (крайняя слева Соловьева Р.М.)

Впоследствии совет переехал на ул. К. Маркса в дом под № 11 и занимал правую сторону первого этажа. Там же находился и автомотоклуб – предшественник Гродненской автошколы. Впоследствии в августе 1954 года приказом председателя областного комитета по физкультуре и спорту № 123 автомотоклуб был передан в ведение областного совета ДОСААФ. Первоначальное расположение автомотоклуба в г. Гродно: с 1953 на ул. К. Маркса д.11. Техника клуба находилась на ул. Урицкого 15. Парк состоял из автомобилей Додж ?, Газ АА. Первым начальником автомотоклуба был Мазур Тимофей Дмитриевич. Автомотоклуб готовил ежегодно до 800 допризывников. Для изучения материальной части в 1953 году имелся 1 разрезной макет двигателя ЗИС – 5. Также автомобильные автошколы существовали при воинских частях но, с 1955 года были расформированы, а их техника передана в организации ДОСААФ.

Улица К. Маркса в конце 60-х. В доме с балконами (на фото слева) под №11 располагался областной совет

Соловьева (Маликина) Р.М. с председателем совета Коржевым А.Ф.

в кабинете на ул. К. Маркса 11

После Поповой Г.И. руководителями областного совета в различные периоды были:

1951- 1953 г.г. – председатель Гродненского областного

оргкомитета ДОСААФ - Орлов А.В.

1954- 1957 г.г. – председатель Гродненского областного

комитета ДОСААФ - Кабаньков Г.М.

1957- 1962 г.г. – председатель Гродненского областного

комитета ДОСААФ - Коржев А.Ф.

1962- 1972 г.г. - председатель Гродненского областного

комитета ДОСААФ - Прудников Н.С.

1973- 1984 г.г.- председатель Гродненского областного

комитета ДОСААФ - Курапов А.М.

1985- 1987 г.г. - председатель Гродненского областного

комитета ДОСААФ - Емельянов Н.Н.

1987- 2004 г.г - председатель Гродненского областного

Комитета ДОСААФ, председатель Гродненского

областного совета БелОСТО - Чикун В.В.

2004- 2012г. – председатель Гродненской областной

организационной структуры ДОСААФ - Маркечко В.А.

2012 - 2013 - председатель Гродненской областной

организационной структуры ДОСААФ - Сурович И.В.

2013 по н.вр. - председатель Гродненской областной

организационной структуры ДОСААФ - Кравец Д.В.

В областном совете не забывают своих ветеранов, частым гостем совета является бывший председатель ООС Василий Чикун, который также и состоит членом первичной организации совета. Всегда поздравляют с праздниками бывшего председателя ООС Николая Прудникова с женой и старейшего ветерана ДОСААФ Соловьеву Розу. К сожалению в 2011 не стало Николая Прудникова и лишь фото и его добрые дела останутся навсегда в нашей памяти.

Матпомощь и теплые слова Соловьевой

Поздравление семьи Прудниковых с Днем Победы

В 1973 г. Гродненский облоргкомитет ДОСААФ переселяется в здание бывшей казармы по проспекту Космонавтов 2б, принадлежащее КЭЧ. В 1988 г. приказом командующего войсками КБО Шуралевым В.М. на основании ходатайства председателя областного комитета ДОСААФ Чикуна В.В. здание передано в собственность ДОСААФ и по сей день в нем располагается ООС ДОСААФ.

Здание ООС ДОСААФ по проспекту Космонавтов 2б, перед ремонтом

Здание ООС ДОСААФ по проспекту Космонавтов 2б, после ремонта

С 1960 года автомотоклуб переехал на ул. Новозамковую. Техника расположилась во дворе военного костела, впоследствии взорванного. Автомотоклуб просуществовал на Новозамковой до 1972 года затем был переименован в Гродненскую техническую школу ДОСААФ и переехал на ул. Комарова 3.

Один из старейших сотрудников ДОСААФ Леонид Булай проводит инструктаж курсанта перед занятием по вождению 1972 г в автошколе ДОСААФ по ул. Комарова 3

За время существования ДОСААФ в Гродненской области происходило развитие авиационных и технических видов спорта таких, как автоспорт, мотоспорт, стрелковый спорт, картинг, воздухоплавание и парашютизм, ракетомоделирование, судомоделирование.

История развития мотоспорта в Гродно выглядит следующим образом:

Мотоциклетный спорт в городе начал культивироваться в самом начале пятидесятых годов, как только страна начала послевоенное развитие и восстановление промышленности. Одна из первых мотосекций располагалась в старом здании нынешнего Дома офицеров по ул. Э. Ожешко и насчитывала 4 мотоцикла, один из которых был трофейным. Затем в конце 1952 года была образована мотосекция в автомотоклубе по ул. Урицкого 15 (предшественник Гродненской автошколы ДОСААФ). Автомотоклуб централизовано получил новые мотоциклы, а гонщиками первоначально стали некоторые инструкторы по вождению (зачастую в приказном порядке).

Первая мототрасса в Гродно была образована в 1953 году и находилась в лесном массиве Пышки и проходила по нынешней «тропе здоровья». Для соревнований использовались дорожные мотоциклы ИЖ – 49 и мотоциклы М-72 с коляской.

Первый мотокросс в Гродно в 1953 году (слева направо - инструкторы автоклуба по вождению: Маркелов Виктор, Сергей Сытый и Алексей Тур)

Одним из старейших спортсменов мотогонщиков Гродненщины, а затем и судьей мотоспорта также является Булай Леонид. 40 лет жизни он отдал организации ДОСААФ. Награжден тремя почетными знаками ДОСААФ в том числе юбилейным (50 лет со дня образования). Удостоверения почетных наград подписаны еще трижды героем Советского Союза А.Покрышкиным.

Впоследствии мототрассу перенесли в район дер. Лососно в карьер для добычи песка, а оттуда на левый берег р. Неман в лесной массив в районе еврейского кладбища. Там впервые начали проводиться мотокроссы на приз Героя Советского Союза Д.М. Карбышева, ставшие впоследствии традиционными в Гродненской области.

Открытие мотокросса в 1968 году

В начале шестидесятых дополнительно к мотосекции автомотоклуба при совете ДОСААФ, создается еще одна мотоциклетная секция на азотнотуковом заводе (впоследствии СТК «Азот»), которую долгое время возглавлял один из старейших мотокроссовых гонщиков Белоруссии Леонид Журавский. Под его руководством вырос не один десяток мастеров, кандидатов и разрядников по мотоспорту.

На мототрассе в районе еврейского кладбища проводились масштабные сосревнования по мотокроссу с участием гонщиков из Литовской и Латвийской ССР, которые собирали до 100 гонщиков. Очень популярным был класс мотоциклов с колясками, который и до сих пор не потерял актуальности в области.

Нижеприведенные фото из архива Леонида Журавского показывают некоторые моменты тренировок и соревнований на этой трассе.

Экипаж в составе Леонида Журавского и Владимира Чопорева


Только с конца 70–х мотокросс памяти Д.М. Карбышева стал проводиться там, где и в настоящее время.

Вторая крупная мотосекция существовала при Гродненской автошколе ДОСААФ на ул. Новозамковой в помещении церкви. Руководителем ее был заслуженный тренер БССР Корошев Борис Николаевич. Также центрами мотоспорта в области были Ошмяны, Волковыск и Лида.


Команда Лидской автошколы ДОСААФ

Кроме мотокросса успехи гродненских гонщиков были и в ледовых гонках.

На снимке: момент соревнований в Лиде в начале 80-х

Успехов в ледовых гонках добивались Андрей Михайлов и Николай Кот. Участвовали и в шоссейно-кольцевых мотогонках.

На снимке: Леонид Журавский и Владимир Чопорев на таких соревнованиях в Минске

Мотокросс пользовался популярностью не только среди мужчин, но и у «слабого пола».

Старт одного из заездов женщин на трассе в районе кургана Славы

Славные традиции мотокросса в области поддерживаются и в наше время в области выросли мастер спорта СССР международного класса Лопух Юрий, мастера спорта: Гируть Александр, Довляшевич Владимир, Махнов Михаил, Артюшенко Владимир, Волович Олег, которые в свое время становились чемпионами БССР и призерами всесоюзных и международных соревнований. Команда области по мотокроссу не раз становилась на высшие ступеньки пъедестала почета чемпионата и первенства РБ. Подрастает и славная смена: Волович Даниель, Махновы Владислав и Виталий, Масальский Антон, Куров Дмитрий.

Традиционно в области ежегодно проводятся два этапа чемпионата РБ по мотокроссу в Волковыске и Ошмянах, областной чемпионат памяти Д.М. Карбышева. Впервые в 2011 проведен международный мотокросс MASES в Ошмянах.

В новой дисциплине - квадрокроссе гродненские гонщики Парфенчик Александр и Дмитрович Александр дважды в 2010 и 2011 становились чемпионами республики.

Автоспорт в Гродно и области также имеет свою славную историю. Команда Гродненской области по авторалли неоднократно становилась призером республиканских соревнований. Георгий Бобрик, Леонид Журавский, Юрий Белоруков участвовали также и во всесоюзных соревнованиях.


На снимке: команда области: слева направо Георгий Бобрик,

Леонид Журавский, Владимир Зарецкий

Популярен был и автокросс на грузовых автомобилях в Гродно автокроссы проводились в поселке Гожа. Успешно выступали в этой дисциплине Каранкевич Иван (Ошмяны) и Зарецкий Владимир, Виктор Гнедко (Гродно).



Команда области по автокроссу на грузовых автомобилях (справа налево: стоят Чижевский Анатолий (тренер), Гнедко Виктор, (Тимоха), Мамонов Валерий)

Впоследствии автокросс на легковых автомобилях стал доминирующим видом автомобильного спорта на гродненской земле и начиная с 90-х годов в Гродно проводился один из этапов республиканского чемпионата.

Гродненские автогонщики также участвовали в шоссейно-кольцевых гонках на специальных автомобилях «Формула 1600». Ввиду отсутствия специальной трассы в городе, выезжали для участия в Минск на трассу «Боровая» и соседние Литву, Латвию, Польшу.

На снимке члены команды области: Маланчик Георгий (за рулем), стоят слева направо Белоруков Юрий, Рапейко Чеслав, Бобрик Георгий

Команда Гродненской области на чемпионате БССР по ралли в Бресте середина 80-х. (слева направо: Комаров Сергей, Федулитов Евгений, Чопорев Владимир, Бобрик Георгий, Рапейко Чеслав, Андрейчик Николай)

В последние годы из автомобильных видов спорта наибольшее развитие получил автокросс. Сиверчуков Алексей дважды становился чемпионом республики в классе Д-2. Сильна и юниорская команда под руководством Белорукова Юрия.

Кроме автокросса получили развитие джип-триал и трофи. Причем успехи гродненских гонщиков заметны и здесь. Хорошо выступает совместный экипаж в составе Осмоловского Алексея (Гродно) и Савенко Владимира (Москва). Третье место в абсолютном зачете у Шкуты Сергея и Пикаловича Александра по итогам 2011года. Семейный экипаж Куьминых Ивана и Светланы также известен за пределами области.

В 2011 году впервые в Гродно проведены республиканские соревнования в этой дисциплине автоспорта и уже получили признание гродненских болельщиков.

Момент соревнований по джип-триалу


Любителей преодолевать абсолютное бездорожье объединила первичная организация ДОСААФ «Полный привод»

Свое место ранее занимал среди технических видов спорта и картинг.

Тренировка одного из членов спортивно-технического клуба «Азот»

Черниловского Вадима конец 60-х

Перед стартом в Минске

На фото отображены моменты стартов гродненских гонщиков

на республиканских соревнованиях

Многократно чемпионами РБ и призерами России становились гродненцы Южаков Алексей, Самойлик Алексей, Шабан Игорь.

Начиная с 2007 года, соревнования по картингу устойчиво проводятся в областном центре на площадке для приема экзаменов в ГАИ и устойчиво собирают как гонщиков, так и болельщиков не только из области и районов, но и со всей республики, несмотря на отсутствие стационарной трассы.

Стрелковый спорт

Имена многих гродненских стрелков известны не только за пределами области, но и в мире: Евгений Стогний, Ирина Шилова, Игорь Басинский, Константин Лукашик. Некоторые из них стали олимпийскими чемпионами. Все они начинали свою спортивную карьеру в стрелковом клубе ДОСААФ под руководством Жана Кузнецова, Виктора Николайчука.

Мотобол в области получил развитие на азотнотуковом заводе в спортивно-техническом клубе «Азот». Игроки клуба Кашкаха Евгений, Сацкевич Леонид, Сиднев Олег, Кашкаха Виталий, Богданец Анатолий. Являются мастерами спорта защищали честь не только гродненской области но и республики, в том числе на Чемпионатах Европы.


Свое место в линейке технических видов спорта в Гродненской области также занимают ракетомодельный, судомодельный, авиамодельный и автомодельный спорт. В области традиционно, начиная с 2007 года проводится республиканский чемпионат, а затем и этап кубка мира FAI по ракетомодельному спорту. Общепризнанным лидером здесь является мастер спорта международного класса Александр Липай., также еще и воспитавший многочисленную плеяду спортсменов. Секции ракетомодельного спорта существуют в Щучине, Лиде под руководством мастеров спорта Чещевика Евгения и Грабовского Валерия.

Победа на III Чемпионате РБ по ракетомодельному спорту в Лиде

Чемпионат области по автомодельному спорту в Лиде

Открытый областной чемпионат по судомодельному спорту (2010 г.)

Открытие чемпионата РБ

по авиамодельному спорту (аэродром Каролино 2007 год)

На переднем плане воздушный шар под управлением Константина Царика на международных соревнованиях в Германии в 2007 году

Патриотическая работа занимала значительное место в задачах оборонного общества гродненщины во все периоды его существования. Одной из форм такой работы были моторизованные пробеги. По результатам таких патриотических начинаний СТК «Азот» в 1982 году занял второе место в СССР среди спортивно-технических клубов немного уступив Ленинграду и опередив Москву. Председатель СТК Леонид Журавский был приглашен в Ереван на заседание всесоюзного клуба «Подвиг». Там произошла его встреча с известным советским диктором Юрием Левитаном. Левитана очень заинтересовала тема партизанской борьбы в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Будучи соседом по гостиничным номерам Юрий Левитан долго и скрупулезно беседовал с Леонидом Журавским по этой теме. На память оставил свой автограф на пригласительном билете.

Участники пробега на родине Героя Советского Союза Михаила Белуша

На нижнем снимке: пригласительный билет с автографом Левитана

Не прекращается эта работа и по сей день. В 2010 году Гродненской ООС в честь юбилея освобождения республики Беларусь проведен автомотопробег. Эхо автомотопробега прокатилось по всей республике. Под знамя ДОСААФ стали тринадцать организаций. Даже вечный огонь по этому случаю зажгли досрочно на кургане Славы.

Также проводятся экскурсии в воинские части, музеи, Дни ДОСААФ, показательные выступления спортсменов на различных праздниках и в воинских частях, в лагерях отдыха, организация и проведение допризывной подготовки в учебных заведениях.

Ветеран танковых войск председатель ООС ДОСААФ Маркечко Виктор Антонович проводит беседу с допризывной молодежи в музей боевой техники под открытым небом

Вручение награды ветерану в совете ООС